Оймяконский улус

ОТЧЁТ

Оймяконской УИОП о проведённых мероприятиях,

посвящённых  Всемирному Дню воды в рамках V-й республиканской экологической акции «Природа и мы»

 

В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения, Оймяконской улусной инспекцией охраны природы были проведены мероприятия,приуроченные к Всемирному Дню воды в рамках V-й республиканской экологической акции «Природа и мы», среди учащихся МОУ «Усть-Нерская средняя общеобразовательная школа» и воспитанников МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Усть-Нерский детский дом».

Так, с 22 по 24 марта 2011 года, согласно ранее утверждённому плану проведения мероприятий Оймяконской УИОП, был проведен ряд мероприятий:

- 22 марта 2011 г.:

1). Проведены часы общения на тему «Значение и роль воды» (план-конспект прилагается), среди учащихся 5-6 классов Усть-Нерской СОШ, с общим охватом 37 детей. В результате общения, дети узнали много нового, укрепили свои знания. В конце занятия дети пообещали беречь источники водных ресурсов.  

2). Проведена викторина «Весёлая экогеография», среди учащихся 5 классов Усть-Нерской СОШ. Всего приняло участие 18 детей, из которых были сформированы 3 команды, в каждой по 6 участников (названия команд - «Классные девчонки», «Сектор», «Скорпионы»). Команды подготовили свои приветствия (название, девиз) и выбрали капитанов. В конце игры были подведены итоги, награждены победители и призёры, а также были отмечены грамотами победители в номинациях: «Самый активный», «Самый сообразительный», «Лучший капитан». Так, с результатом 13 баллов выиграла команда «Классные девчонки». Детям викторина очень понравилась, и они изъявили желание сотрудничать, написали свои пожелания и впечатления от игры-викторины.

- 23 марта 2011 г.:

 В закреплении тематических встреч, с учащимися Усть-Нерской СОШ, была организована и проведена спортивно-оздоровительная игра «Весёлые старты», посвященная Всемирному Дню охраны водных ресурсов. В игре всего приняли участие 24 учащихся (5-6 классы), из которых были сформированы 4 команды («Полосатые», «Классные девчонки», «Сектор», «Усатые»). В итоге, с результатом 36 баллов, выиграла команда «Полосатые». Детям данное мероприятие очень понравилось. Команда победитель и призёры были отмечены грамотами.

- 24 марта 2011 г.:

 1).  Проведено занятие в виде беседы на тему «Значение и роль воды», среди разновозрастной группы воспитанников Усть-Нерского детского дома, с общим охватом 25 детей.

2). Совместно с руководителем кружка «Азбука здоровья» культурно-оздоровительного центра «Ровесник» при Усть-Нерском детском доме Алексеевой В.И., проведена спортивно-оздоровительная игра «Зов тайги», посвященная Всемирному Дню охраны водных ресурсов. В игре приняли участие 14 детей, из них были сформированы две разновозрастные команды (названия команд – «Хищники» и «Травоядные»). С результатом 18 баллов победительницей стала команда «Хищники». Победители и призёры были отмечены грамотами и призами. А также дополнительно были присуждены номинации: «Самый активный участник», «Самый быстрый»,  «Самый ловкий», «Самый смелый», «Лучший капитан», которым вручены грамоты.    

 В целом все проведённые мероприятия детям, их учителям, воспитателям и организаторам, в лице сотрудников Оймяконской УИОП, очень понравились.

 

Таблица 1.

Проведённые мероприятия, с указанием сроков и количества участников

 

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Количество участников, детей

1.

Часы общения на тему «Значение и роль воды»

22 марта

37

2.

Викторина «Весёлая экогеография»

22 марта

18

3.

Спортивно-оздоровительная игра «Весёлые старты»

23 марта

24

4.

Беседа на тему «Значение и роль воды»

24 марта

25

5.

Спортивно-оздоровительная игра «Зов тайги»

24 марта

14

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник Оймяконской

УИОП МОП РС(Я)

________________________

Колодезников П.В.

«___»_____________2011 г.

 

 

 

 

 

ПЛАН

проведения мероприятий Оймяконской улусной инспекции охраны природы

МОП РС(Я), посвященных Всемирному Дню воды

(Всемирный День охраны водных ресурсов)

 

 

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Проведение викторин в образовательных учреждениях п. Усть-Нера, посвященных Всемирному Дню воды

Попов А.И.

22 марта

2.

Организация и проведение спортивно-оздоровительной игры, посвященной Всемирному Дню воды

Попов А.И.

23 марта

 

3.

Проведение открытых уроков и часов общения о значении и роли воды в образовательных учреждениях п. Усть-Нера

Попов А.И.

22 - 24 марта

 

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Открытый урок «Значение и роль воды»

Попов А.И., госинспектор ОГЭК

Оймяконской УИОП

I.Организационный момент.

     II.  Вводная часть

Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой - гидросферой.

 

 «Объем воды на Земле».

-    Если земную поверхность разделить на десять частей, то семь из них придется на соленую воду (около 96 %).

  • Вода в ледниках составляет около 2 %. Не надо путать их с льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.
  • Пресные подземные воды тоже составляют около 2% всей воды Земли. Они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми и горячими.
  • На воды суши приходится 0,02% воды. Эти 0,02% пресной воды и использует пока человечество для всех своих нужд (в про­мышленности, сельском хозяйстве, в быту).

 

 «Схема Мирового кру­говорота воды».

2 % пресной воды - это не так много. Такого количества хвати­ло бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Задание: расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.

Итак, океаны, вода которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу является поставщиками пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.

 

                 III.    «Значение и роль воды»

Значение воды в природе. Академик А. П. Карпинский писал, что во­да - это не просто минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода - это действенный провод­ник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не бы­ло. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти вос­точные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, кото­рые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организ­ма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорож­денных еще больше - до 3/4. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг- около 80% и даже в костях - 15-20%. Есть живые организмы, со­держащие еще большее количество воды, например, картофель - 77%, огурцы - 99%, медузы - 99%.

В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны - это не только пути сообщения, но и источники энер­гии. Они определяют состояние погоды, климат на всем земном шаре.

Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты, но, несмотря на это, воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.

Роль воды в жизни растений, животных, человека. Вода играет важ­ную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать до 99% воды.

Кровь человека и других животных близка по составу к морской воде и разносит по всему организму питательные вещества. Растения тоже полу­чают из почвы минеральные соли в виде водных растворов. Дышать все живое может только влажным воздухом. Испаряясь с поверхности кожи животных, человека и через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию. С помощью воды вредные и ненужные вещества вы­водятся из живых организмов. Без воды не может происходить размноже­ние целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники); животных (рыб, земноводных). С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды. Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают, а в водоемах, покрытых ледяным панци­рем, сохраняется жизнь (так как подо льдом температура воды поддержи­вается на уровне + 4 °С).

Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, подсчи­тано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника - 10000 тонн воды. Человеку для нормальной жизне­деятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды.

Кроме того, люди используют воду для бытовых нужд, как источник энергии, как средство для передвижения, извлекают из водоемов продукты питания, сырье для промышленности, используют воду в сельском хозяй­стве, для поддержания здоровья («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»); вода доставляет человеку эстетическое наслаждение (реки, озера, моря, водопады, фонтаны и т. д.).

 

Вопросы:

1)           Где люди используют пресную воду и для каких целей?

Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах. Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди. Нагретая вода отдает тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта. Ни одна от­расль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах во­да используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, выпечки хлеба и т. д. Многие культурные рас­тения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют по­ливные машины, дождевальные установки. Вода, отведенная от много­водных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бес­плодными.

2)           Что является основными источниками воды?

Основными источниками пресной воды в природе являются реки, озера, болота, подземные воды, айсберги, ледники.

3)           Как образуются ледники?

Ледники не следует путать с тем льдом, который получается при за­мерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накап­ливается, уплотняется и превращается в лед.

4)           Где располагаются ледники?

Ледники располагаются на материке Антарктида и острове Гренлан­дия, которые покрыты огромными ледяными панцирями. Отколовшиеся

от их берегов глыбы льда образуют плавающие горы-айсберги. Некоторые из них достигают громадных размеров. Немалые площади занимают лед­ники в горах, особенно в таких высоких, как Гималаи, Памир, Тянь-Шань. Ледники образованы пресным льдом, и поэтому их можно назвать кладо­выми пресной воды.

5)           Что вам известно еще об одном источнике воды - подземных водах?

Подземные воды располагаются в верхней части земной коры. Во мно­гих местах, например, по берегам рек, в оврагах, подземные воды выхо­дят на поверхность, образуя источники (их еще называют родниками или ключами).

6)           За счет чего пополняются запасы подземных вод?

Запасы подземных вод пополняются за счет атмосферных осадков, которые просачиваются сквозь некоторые породы, слагающие земную поверхность.

7)           Какую роль играют подземные воды в круговороте воды в природе?

Как было сказано выше, осадки пополняют запасы подземных вод. Под­земные воды, выходя на поверхность, впадают в реки, а те несут живи­тельную влагу в моря, океаны. С поверхности водоемов вода испаряется и в виде осадков пополняет запасы подземных вод. Так осуществляется кру­говорот воды в природе.

 

IV. Закрепление знаний. Подведение итогов



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Викторина "Веселая экогеография"
 

Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению экологии и географии.

Подготовка к викторине: из нескольких классов одной параллели формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями.

 

Ход мероприятия


I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия
.
- Давайте сейчас поиграем в интересную игру-викторину, которую мы посвятимВсемирному Дню охраны водных ресурсов.Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем...
Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

 

- Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).
 

1-ый конкурс «В стране сообразили» (география + смекалка)
1) Загадочная разминка:

 

1-ая команда
- Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
- Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
- Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
- Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

 

2-ая команда
- Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
- Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
- Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
- Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

 

3-тья команда
- В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
- Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);
- Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
- Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

 

 

 

2) Географические шарады:
- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
Например:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).

 

1-ая команда:
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).

 

2-ая команда:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).

 

3-тья команда:
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).

 

 

 

3) Геологика:
- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

 

Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),

Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),

Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),

Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),

Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),

Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),

Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),

Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),

Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
 

 

 

 

4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?
- Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:
Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
Омичи (в Омске),
Индийцы (в Индии)
Куряне (в Курске),
Томичи (в Томске)
Донетчане (в Донецке, Украина).

 

 

 

5) Ответ ищите в вопросе:
- Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны!

Например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уронила).
 

-Из какого города вызвали гримёра? (из Рима - гример).

-Где вьюга не завывает? (На юге - вьюга).

-Кто попортил ночью виноградник? (Град - виноградник).
 

 

 

2-ой конкурс «В океане юмора»(география + юмор)
 

1) Шуточная географическая викторина:
- Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
- Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
- Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
- В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
- Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
- Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
- Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
- Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
- Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
- На каком фронте не воюют (на атмосферном),
- Какое государство можно носить на голове (Панама),
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
- Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),
- Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
- Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
- Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

 

 

 

3-ой конкурс «По заповедным местам» (география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.
КИТ-- государство в Азии. (Китай)
-ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
-РАК государство в Азии. (Ирак)
-РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)
КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)
СОМ--- государство в Африке. (Сомали)
ТУР--- государство в Евразии. (Турция)
ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)
ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)

 

 

4-й конкурс «Вкусная география» (география + кулинария)
- Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии),
- Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
- По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?
(Гамбург - гамбургер),
- Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон),
- Что называют итальянскими трубками? (макароны),
- Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
- Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
- Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
- Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).

 

 

5-й конкурс «Песенная география»(география + музыка)
- Познакомиться и подружиться с географией помогут и известные песни. Вам нужно отгадать пропущенные в тексте песни географические термины, понятия и названия. И напеть эту песню.

 


Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
... (участок суши) Невезения,
В... (водоём) есть
...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

 

III. Подведение итогов, награждение.

 

 

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

"Весёлые старты"

Цель: способствовать развитию у учащихся  нравственно-волевых качеств:  дружбы, коллективизма, взаимовыручки.

Подготовка к игре: из нескольких классов формируются 3-4 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
 

Ход мероприятия

I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия
.

  1. Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
  2. Конкурс «Ложки + Конфеты». Участники команд по очереди должны преодолеть дистанцию, держа в зубах ложку с конфетой, стараясь не уронить её. Побеждает та команда, которая справиться с этим заданием первой.
  3. Конкурс «Весёлый молочник». Участники команд должны по очереди преодолеть определённую дистанцию прыжками, держа между колен пластиковую бутылку.
  4. Конкурс «Тачки». В данном конкурсе участники команд должны  разбиться на пары и пройти дистанцию. При этом первый участник берёт второго за ноги, придерживая, идёт вперед, а второй должен будет пройти дистанцию на руках.
  5. Конкурс «Продолжи название города». На определённом расстоянии расположен стол с листами бумаги, на которых указаны названия команд. Каждый участник команды, начиная с капитана, подбегают к столу и пишут название города. При этом следующее название города должно начинаться с последней буквы первого.
  6. Конкурс «Носилки». В этом конкурсе из каждой команды участвуют двое мальчиков (юношей) и одна девочка (девушка). Мальчики (юноши) должны взять руки в «ключ», и усадив её на руки преодолеть дистанцию.
  7. Конкурс «Зайцы». В конкурсе участвуют все члены команды. Участники команд с завязанными ногами, по очереди должны преодолеть определённую дистанцию прыжками.   
  8. Конкурс «Продолжи название животного». На определённом расстоянии расположен стол с листами бумаги, на которых указаны названия команд. Каждый участник команды, начиная с капитана, подбегают к столу и пишут название животного. При этом следующее название животного должно начинаться с последней буквы первого.
  9. Конкурс «Паровоз». Участники команд, держась за руки должны преодолеть определённую дистанцию. При этом, в начале капитаны команд пробегают дистанцию, взяв за руки первого участника, затем второго, таким образом, увеличивая цепочку из членов команд.
  10. Конкурс «Меткий глаз». В данном конкурсе участники команд по одному подходят к стойке и производят стрельбу из пневматического пистолета или ружья. Побеждает та команда, у которой большее попадание по мишеням.

III. Подведение итогов, награждение команд.