Государственный доклад "Экологическое воспитание, образование, просвещение, общественное экологическое движение в 2011 году"

Экологическое воспитание, образование,

просвещение, общественное экологическое движение в 2011 году

 

Экологическое воспитание, образование, просвещение являются одним из приоритетных направлений республиканской природоохранной политики. Цель данного направления – формирование экологической культуры населения как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности республики и каждого человека.

 

Экологическое образование и воспитание в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, в высших учебных заведениях

 

Развитие системы экологического образования детей  республики происходит через экологизацию видов деятельности образовательных учреждений, совершенствование педагогических технологий и повышение профессиональной компетентности педагогов.

 Обеспечение необходимых условий по созданию непрерывности экологического образования, просвещения и воспитания происходит  путем интеграции дополнительного и основного  общего образования и складывается из деятельности:

- экологических объединений (кружков, факультативов, элективных курсов) при общеобразовательных школах;

- экологических центров;

- станций юных натуралистов;

- природных парков;

-республиканской очно-заочной экологической школы;

- экологических научно-исследовательских экспедиций;

-туристических маршрутов;

-летних   лагерей;

- агропрофилированных школ республики, при непосредственном кураторстве Министерства образования РС (Я).

Ведется целенаправленная работа по созданию возможностей современного самоопределения и ориентации учащихся в допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке.

Основу экологического образования школьников республики составляют 13 муниципальных учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, 23 экологических центра и 1852 детских экологических объединений при общеобразовательных школах с охватом более 35 тысяч учащихся, республиканской очно-заочной экологической школы и республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Министерства образования Республики Саха (Якутия). Школьный цикл экологического обучения и воспитания усилен введением отдельного предмета «Экология» в учебный план 453 общеобразовательных школ из 14 улусов, в том числе 24 общеобразовательные школы работают по 9 варианту базового учебного плана с углубленным изучением естественных предметов, 72 учреждения являются опорными школами Министерства образования Республики Саха (Якутия), как научно-методические центры в системе образования улусов (городов), каждая пятая из них является опорной по естественнонаучному направлению.

В школах республики экология изучается, в основном, через факультативные, элективные и специальные курсы, а также как предмет «Экология» 203 школ с охватом 25915 учащихся. Факультативные, элективные и специальные курсы  организуются по экологическим  проблемам, мониторингу окружающей среды родного края. Например, в центре творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района ведется  образовательная деятельность «Олекмоведение». В улусной гимназии Таттинского улуса создан учебно-методический комплекс «Край мой Таттинский».  В Мюрюнской  СЮН Усть-Алданского улуса с участием улусной инспекции охраны природы 5-й год проводится улусный конкурс мальчиков «Сонордьут», с целью закрепления и совершенствования охотничьих навыков, формирования  и закаливания характера мальчиков к трудным жизненным ситуациям.

Предмет «Экология», в основном,  ведется по учебникам:  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина «Экология» 9 класс, М., издательский дом «Дрофа»,2001г; Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова «Основы экологии», издательство «Дрофа», 2001 г.; Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, С.В.  Суматохина «Экология» 10-11 кл., издательство «Вентана-Граф», 2010 г.; Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа» 5 кл., издательство «Вентана-Граф», 2002 г.; по экспериментальным учебникам «Экология растений», «Экология животных». Единых учебников  данному по предмету нет.

В республике действуют общеобразовательные школы, как Майинская гимназия Мегино-Кангаласского улуса, Маганская СОШ, СОШ № 2, № 17 г. Якутска, Якутский городской лицей,  Кобяйская СОШ Кобяйского улуса,  Туора-Кюельская СОШ Таттинского  улуса, Жиганская СОШ Жиганского улуса, работающие в инновационном режиме, охватывающие экологическим просвещением и взрослое население.

         В Маганской школе ряд лет действует школьное лесничество «Подснежник», в НПСОШ №2 г. Якутска работает экологический клуб «Кыталык», в Сангарской гимназии Кобяйского улуса работает научно-исследовательская организация «ДЭНИО».

Тематические  образовательные кафедры функционируют в Олекминском районном  экологическом центре. («Кафедра лесоводства», «Кафедра растениеводства», «Олимпиадное движение», «Здоровьесбережение» и «Развивающая экология»). В 2009 году центр получил лицензию еще  и на ведение образовательной деятельности по профессиональной подготовке по специальностям: «Лесовод», «Цветовод», «Плодоовощевод». Имеет филиалы в Солянской СОШ, I-Нерюктяйинской СОШ,  II-Нерюктяйинской СОШ          (по растениеводству), в Юнкюрской СОШ (по развивающей экологии, по олимпиадному движению), Заречной ООШ (по развивающей экологии).

В проект ФГОС для старших классов включен предмет «Экология», как базовый курс, и «Экология моего края» в качестве предмета (курса) по выбору обучающегося. На круглом столе, проведенном в рамках  Форума духовности, посвященного вопросу экологического образования и просвещения, предложено создать рабочую группу, руководителем которой необходимо выбрать из числа научных сотрудников  СВФУ имени М.К. Аммосова.

В целях разработки и апробации в пилотном режиме учебно-методического комплекта (УМК) «Экология Якутии», в том числе учебной программы, учебного пособия, практикума, тестов, методической рекомендации к обучению, электронных приложений, спецификации в соответствии с федеральными стандартами (2011) и Законом РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении населения» (2005):

  1. Утвержден состав рабочей группы в нем будут работать профессора и доценты БГФ СВФУ им. М.К.Аммосова руководителем группы является Захарова Акулина Гаврильевна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и географии
  2. Утверждена группа учителей по апробации учебно-методического комплекта «Экология Якутии», в нем будут участвовать опытные учителя общеобразовательных учреждений республики, ведущие элективные курсы по экологии и экологическое образование, воспитание школьников (Алагарская СОШ Чурапчинского улуса, Туора-Кюельская СОШ Таттинского улуса, Маганская СОШ, СОШ №7 и 17 г. Якутска, Майинская гимназия и др.)
  3. Проект учебной программы представлен на экспертизу в декабре 2011 года, учебная программа будет утверждена в марте 2012 года.
  4. Модель учебного пособия будет представлена в апреле 2012 года
  5. Рукописи и макеты электронного УМК (учебное пособие, практикум, тесты)  будут готовы только 1 августа 2013 года.
  6. Общественное обсуждение и экспертизу проектов, моделей учебно-методического комплекта «Экология Якутии» будет осуществлять отдел общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) под руководством Ситниковой Н.В.
  7. Рассмотрение УМК «Экология Якутии», в том числе методические рекомендации на учебно-методическом совете Министерства образования РС (Я) предлагается в срок до 1 ноября 2013 года.

В учебные планы всех специальностей Северо-восточного федерального университета им. М.К.Аммосова включены  дисциплины  экологической направленности (“Экология”, «Экология Якутии», «Экология и охрана  природы”, «Концепции современного естествознания» и др.), а также спецкурсы по экологическим дисциплинам:

- на биолого-географический факультет за 15 лет существование кафедры «экология»  выпустила более 250 экологов-природопользователей, которые активно работают на всех уровнях системы охраны природы. На геолого-разведочном факультете открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности», в пединституте работает кафедра валеологии;

- на базе Института дополнительного профессионального образования (ИДПО СВФУ) проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки для руководителей и специалистов - природопользователей из разных отраслей экономики;

- научно-исследовательская работа студентов Биолого-географического факультета СВФУ, обучающихся по специальности «Природопользование», а также значительная доля выпускных работ студентов географов, биологов и химиков посвящена экологическим проблемам Якутии (охраняемые природные территории, мониторинговые исследования, составление новых туристских маршрутов, изучение рекреационной нагрузки на экосистемы и др.); большинство студентов, специализирующихся на кафедре методики преподавания биологии, химии и географии выбирают для педагогических исследований темы, связанные с экологическим образованием школьников.

 

 

Организация летнего отдыха

и дополнительного экологического образования

 

Во исполнение Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от  25 декабря 2010 года № 584  «Об обеспечении  отдыха и  оздоровления детей в 2011 году и последующие годы» издан приказ от 15 марта 2011 г. за № 01-05/1-77 Министерства охраны природы РС (Я) и утвержден План по обеспечению летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период 2011 года.

В этом году оказано содействие всоздании условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в летнее время 78 экологическим лагерям, экспедициям, экологическим площадкам с охватом 2251 детей.

Госинспекторами охраны природы и особо охраняемых природных территорий  оказано содействие в виде предоставлении гида, мотолодки и ГСМ, а также проводилась консультационная, методическая, практическая помощь учителям,  педагогам, работающим в летних экологических лагерях.

Министерством охраны природы РС (Я) проведена проверка  летнего отдыха и оздоровления детей Нюрбинского района. Всего посетили 2 стационарных, 1 палаточный и 6 дневных лагерей. Проверка показала, что качество питания, санитарный  режим, пожарная безопасность в лагерях  соответствует   предъявляемым требованиям, грубых нарушений не обнаружено.

В летний период 2011 года в Нюрбинском улусе всего действовало 32 лагеря с охватом 1456 детей. В том числе: 4 загородных стационарных оздоровительных, 4 палаточных и 24 дневных лагерей.

Приемку Межведомственной комиссии с участием органов государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора по РС (Я), государственной инспекции маломерных судов МЧС РФ по РС (Я) прошли все 32 лагеря. Страхованием детей от несчастных случаев в период их пребывания в лагерях занимаются компании «Стерх» и «Аргыс». Работники лагерей прошли санитарно-эпидемиологический и противопожарный инструктажи. Оказана консультационная, методическая, практическая помощь учителям,  педагогам, работающим в летних  лагерях.

Детские экологические экспедиции, существующие в Ленском районе более 15 лет, приносят всё более «результативные плоды». Получив уникальную базу знаний от научных сотрудников, школьники Ленска успешно реализуются, выступая на научных конференциях разных уровней.

 Под началом руководителя общественной экологической организации «Чаянда» Любови Мыреевой работают ученица 9 класса СОШ №4 Пестерова Туйара и ученица 9 класса СОШ с. Чамча Анастасия Кугданова.

В XVIII Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского, прошедших в Московском Молодежном Дворце детского творчества Анастасия Кугданова со своей работой о Калипсо луковичной и Ятрышнике шлемоносном стала лауреатом в секции «Ботаника». Туйара Пестерова со своей научной работой «Дикие орхидные Ленского района» стала лауреатом II  степени научно-социальной программы «Шаг в будущее», проходившей с 21 по 25 марта в Бауманском университете (г. Москва), кроме того, Туйара получила свидетельство кандидата в состав национальной делегации Российской Федерации для участия в международной выставке «IntelSEF», которая пройдёт в городе Питсбурге (США, штат Пенсильвания) в мае 2012 года.

Под руководством директора Станции юных натуралистов Светланы Недоспасовой ученик 10 класса СОШ №3 г. Ленска, участник экспедиции по реке Пеледуй  2010 года Николай Олесов со своей энтомологической работой завоевал 2 место на конференции «Достояние России», прошедшей в Санкт-Петербурге.

Экологический лагерь дневного пребывания «Росток» Верхневилюйского улуса работает второй год и существует на базе Намской средней общеобразовательной школы. Если в прошлом году дети занимались озеленением пришкольной территории декоративными растениями, то в этом году занимаются интродукцией многолетних лекарственных и редких растений. Руководителем лагеря является учитель биологии С.В. Харитонова. Лагерь комплектуется из числа учащихся 9-10 классов. Продолжительность пребывания – 26 дней, количество детей – 12. Лагерь работает в два этапа: подготовительный (теоретический) курс, который, как элективный проходит зимой и основной (практический) – в летнее время. Программа лагеря очень насыщенна.

Детский научно-исследовательский лагерь «Тюнг-2011».  Основателем данного проекта является выпускник Дальневосточной академии государственной службы, главный специалист Национального фонда «Баргарыы» при Президенте РС (Я) Юрий Семенов. Проект  уникален тем, что материальный фонд лагеря обеспечивают родители и общественность. Дети изучают низовья реки Тюнг до верхней северной части. Ребята проводят комплексную характеристику местности, практическую работу по изучению флоры, фауны, рельеф, минеральные ресурсы, гидрографию. Кроме того, занимаются сбором гербария, насекомых и минералов.

В эколого-биологическом центре с. Крест-Хальджай Томпонского района целенаправленная работа ведется по изучению флоры и фауны окрестностей «Мамонтовой Горы». Ежегодно организуется экспедиция «Юные натуралисты Томпо».

Кроме того, научно-исследовательские лагеря, экспедиции ежегодно организуются в Олекминском, Кобяйском, Татттинском, Мегино-Кангаласском, Жиганском, Усть-Алданском, Амгинском, Томпонском улусах.

Качественная интеграция общего и дополнительного экологического образования наблюдается в Центре творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского  района, осуществляющего образовательную деятельность по программам  «Олекмоведение», «Лесоведение», «Дендрология», «Основы изменения климата», «Основы гидрохимии», в рамках договоров  с общеобразовательными  школами.

   По итогам экологических лагерей и экспедиций организована работа экологических кружков, научно-исследовательская деятельность учащихся для участия в экологических олимпиадах, конференциях, фестивалях. Организовано прохождение школьных и студенческих практик на ООПТ. Особо охраняемая территория становится «объектом» для выполнения курсовых и дипломных работ студентами по географическим и биологическим специальностям. Эти работы имеют важное практическое значения для сохранения особо охраняемых природных территорий, помогают получить наиболее полную информацию о  видовом разнообразии обитателей природной территории, а также о состоянии отдельных природных компонентов.

 

Работа межведомственной комиссии

по экологическому образованию и просвещению населения

 

Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения Республики Саха (Якутия) была создана Распоряжением Правительства РС (Я) от 29 июля 2008 года №787-р  с целью координации деятельности по обеспечению развития на территории республики непрерывного экологического образования.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).

По результатам анализа деятельности Комиссии за 2011 год были проведены следующие организационно-методические мероприятия:

- утвержден новый состав межведомственной комиссии;

- составлен план работы на 2011 год;

- сформирована программа эколого-просветительских мероприятий, представленных органами исполнительной власти и местного самоуправления, которые проводились в рамках V Республиканской экологической акции «Природа и мы»;

- представлен опыт республики по экологическому образованию и просвещению на конференциях, форумах, съездах, а также в СМИ республиканского, российского и международного уровней.

Участниками межведомственного взаимодействия, которые осуществляли организацию и проведение программных мероприятий, в соответствии с планом, являлись органы исполнительной власти:

- Министерство охраны природы РС (Я);

- Министерство образования РС (Я);

- Министерство культуры и духовного развития РС (Я);

- ГОУ ДОД «Республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования»;

- Институт развития образования и повышения квалификации;

- Биолого-географический факультет Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова;

- Якутская республиканская общественная организация «Знание»;

За 2011 год состоялось 3 заседания Межведомственной комиссии.

В рамках межведомственного взаимодействия в 2011 году проведены:

- V Республиканская экологическая акция «Природа и мы»;

- Летняя экологическая школа «Проектирование внеурочной деятельности на основе нового Госстандарта общего образования» на примере образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни;

- Региональный этап Всероссийского конкурса водных проектов старшеклассников;

- Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост»;

- Республиканский конкурс «Моя малая Родина»;

- Региональный этап Всероссийского форума «Зеленая планета»;

- Республиканские Бессоновские чтения»;

- Декада «Преклоняюсь перед Природой», посвященная к годовой деятельности агропрофилированных школ по экологическому образованию и просвещению.

- Международный проект «Позаботься о бизоне» (Adopt a Bison).

Также проведены мероприятия улусного (районного) уровня с количеством участников свыше 36 292 человек.

Более 6000 человек стали участниками окружных, российских и международных конкурсов, 356 участников стали победителями.

Информация о мероприятиях, результатах их проведения размещалась на сайтах, в печатных периодических изданиях, а также была представлена через теле- и радиопрограммы.

За 2011 год изданы книги и буклеты:

 

- «К 5-летию Республиканской экологической акции «Природа и мы»;

- «Красивый край-Кобяй»;

- «Ресурсные резерваты Намского улуса»;

- «Природный парк «Момский»;

 

V Республиканская экологическая акция «Природа и мы»

 

Для решения всего комплекса проблем экологического образования, воспитания и просвещения Министерством охраны природы РС (Я) совместно с другими заинтересованными организациями ежегодно проводится Республиканская экологическая акция «Природа и мы». В рамках акции организуются  республиканское движение «Экология начинается со двора»;  экологические праздники «День Воды», «День Земли», «День экологического образования», «День Птиц», «Всемирный День окружающей среды»; экологические субботники по благоустройству и санитарной очистке населенных пунктов; организуются конференции, семинары, экологические конкурсы и выставки. С каждым годом все большее число якутян включаются в проведение акции. В 2011 году мероприятиями в рамках акции «Природы и мы» охвачено более 350 тысяч  чел.

Церемония торжественного закрытия  Республиканской экологической акции «Природа и мы» проведена 7 октября 2011 года в Саха Академическом театре им. П.А. Ойунского. Церемония награждения победителей двух республиканских конкурсов, а также всех активных участников природоохранных мероприятий прошла на высоком организационном уровне с вручением кубков, дипломов и призов с участием звезд якутской эстрады.

Безусловно, работа по экологическому образованию и просвещению, которая проводится  в республике, значительна. Вместе с тем потребности населения в получении экологических знаний постоянно увеличиваются. Возникает потребность в новом подходе к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия, пониманию тесных взаимосвязей в природе, обществе и экономике, а также возрастающей ответственности человечества за последствия научно-технического прогресса.

Это требует увеличения масштабов и совершенствования форм и методов эколого-образовательной деятельности как обязательного, так и дополнительного обучения в интересах устойчивого развития.

 В числе приоритетов в формировании экологической культуры в республике, нашедших отражение в проекте государственной целевой программе на 2012-2016 годы, мы видим совершенствование следующих направлений деятельности:

- совершенствование системы экологического образования;

- привлечение общественных объединений и иных некоммерческих экологических организаций к решению актуальных экологических проблем республики;

- проведение Республиканской экологической акции «Природа и мы» и других массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения республики к вопросам охраны окружающей среды и обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- дальнейшее развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений культуры;

- освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;

Министерством охраны природы РС (Я) совместно кафедрой экологии БГФ СВФУ проведено анкетирование по формированию экологической культуры населения в республике.

Всего в опросе приняли участие 2261 человек из 28 улусов республики, в основном, работающее население и учащиеся 8-11 классов.

В целом население республики интересуется проблемами экологии, т.к. на соответствующий вопрос положительно ответили 84% респондентов. Проблемы своего улуса и республики знает 71% респондентов.

В получении экологической информации отметили ведущую роль средствам массовой информации (64% -телевидение, 36% - газеты). Большая часть респондентов (72%) считают себя экологически культурными людьми и принимают участие в экологических мероприятиях, однако 47% уверенно говорят о недостатке экологического образования. Вместе с тем только 37 %  опрошенных считают достаточной работу в области экологического просвещения. Основными предложениями по улучшению экологического воспитания названы: увеличение количества специальных экологических передач по телевидению и радио; введение экологической социальной рекламы; создание групп волонтеров; расширение сети летних экологических лагерей; введение предмета "Экология" в  учебных заведениях.