Ответы на часто задаваемые вопросы

По использованию на территории республики районов падения отделяющихся частей ракет-носителей (РН) «Союз-2», пускаемых с космодрома «Восточный»

 

Вопрос: Как осуществляется экологическое сопровождение в районах падения с космодрома «Восточный»?

Ответ: Экологическое  сопровождение пусков ракетоносителей проводится в виде проведения экологического мониторинга. Перед и после каждого пуска ракетоносителей на мониторинговых точках, определенных рекогносцировочными работами и выбранные с учетом особенностей характеризующих ландшафт местности (как правило, 8-10 мониторинговых точек) отбираются пробы природных сред - при пусках в зимнее время отбираются пробы снежного покрова с определенной площадки, в летнее время – пробы воды, почвы, лишайника. При обнаружении фрагментов - на месте обнаружения и на удалении от него также проводится отбор проб природных сред.

Мониторинговые точки дают полную картину возможного воздействия на окружающую среду и используются при проведении исследований по оценке влияния отделяющихся частей ракет на экологию. Такие работы проводятся постоянно и есть уже реальные результаты этих исследований: гептил нигде не обнаружен, изменение радиационного фона не фиксируются ни до пуска, ни во время пуска, ни после пуска, ни возле найденных фрагментов.

 Согласно договора «О порядке и условиях эпизодического использования части территории Республики Саха (Якутия) для функционирования РП ОЧ космических объектов (ракет)» Госкорпорацией «Роскосмос» проводится независимый отбор проб согласно согласованной Министерством охраны природы РС(Я) «Программой экологического мониторинга трассы полета и района падения отделяющихся частей ракет-носителей, пускаемых с космодрома «Восточный».

1 февраля 2018 года с космодрома «Восточный» проведен успешный пуск ракеты – носителя (РН) «Союз-2.1а». Районы падения (РП) отработавших частей ракеты (ОЧ) расположены в Амурской области (1 ступень), Алданском и Олекминском районах РС(Я) (головной обтекатель, РП № 983) и на территории Вилюйского, Верхневилюйского улусов (районов) и Жиганского национального эвенкийского района Республики Саха (Якутия) (вторая ступень, РП № 985).

По результатам экологических исследований в РП и в местах обнаружения фрагментов уровни гамма-излучения как в предыдущих годах (2016 и 2017), так и в этом году до и после пуска сопоставимы и находятся ниже уровней многолетних средних  республиканских значений.

По результатам аналитических исследований в 2018, как и в 2017 году, в снеговом покрове значимых концентраций загрязняющих веществ не выявлено, радиационная обстановка стабильна, следов ракетного топлива не обнаружено.

Поиск фрагментов отделяющихся частей ракет-носителей будет продолжен в мае 2018 г. после схождения снежного покрова.

 

 

Вопрос: Что такое рекогносцировочные работы, каковы результаты проведенных в сентябре предварительных работ?

Ответ: Цель рекогносцировочных работ - определение существующих ограничений для размещения РП, дополнение и уточнение данных по характеристикам и месторасположению населенных пунктов, объектов социально-экономической инфраструктуры и хозяйственной деятельности, ООПТ и т.д., проведение оценки текущего состояния окружающей среды и необходимых мер обеспечения безопасности на период проведения пусков ракет-носителей в различное время года, по результатам которых будут приняты решения о корректировке наклонения орбиты и границ размещения РП.

По результатам предварительной рекогносцировки земельных участков на территории Кобяйского улуса (района), планируемого к использованию в качестве РП II ступени и хвостового отсека РН «Союз-2» (РП 875) и территории Алданского района, планируемого к использованию в качестве РП головного обтекателя РН «Союз-2» (РП 873) при запусках КА с космодрома «Восточный» проработан вопрос смещения, планируемого РП 875 и РП 873 с ФГУП ЦНИИмаш и АО «РКЦ «Прогресс» (дистанционно).

Актом рекогносцировочной комиссии рекомендуется сместить РП 875 в Кобяйском улусе на 35 км западнее, с целью исключения с территории планируемого РП мест кочевий оленьих стад и лицензионных участков геологоразведочных и горнодобывающих работ, сместить РП 873 в Алданском районе на 18 км западнее, а также сократить южную границу РП 873 на 6 км без смещения северной границы района, с целью исключения р. Алдан с территории планируемого РП, что исключает места постоянного проживания КМНС и их традиционную хозяйственную деятельность из границ РП. Рекогносцировочные работы будут продолжены в марте и сентябре в 2018 года. После чего будет заключено дополнительное соглашение к договору об эпизодическом использовании новых районов падения по наклонению 87,4° в Кобяйском улусе (районе) и Алданском районе.

 

 

Вопрос: Планируется ли открытие новых районов падения отделяющихся частей ракет-носителей?

Ответ: Госкорпорация «Роскосмос» письмом от 29.08.2016г. №МА-6092 внесла на рассмотрение Правительства РС(Я) проект «Плана работ в Республике Саха (Якутия) по созданию районов падения головного обтекателя, центрального блока (II ступени) и хвостового отсека III ступени ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1б» при пусках с космодрома «Восточный» на наклонение  ̴ 87,4°» (далее – План работ) и проект «Номенклатуры разрешительной документации, представляемой на подписание дополнительного соглашения к Договору, которые рассмотрены и после ряда согласований 04.08.2017г. утверждены.

Планом работ по отведению районов падения кроме рекогносцировочных работ предусмотрена разработка отчета - заключения о безопасности трассы полета и РП ОЧ PH, разработка проекта «Оценки воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС» и его этнологическая экспертиза, проведение общественных обсуждений в п. Себян-Кюель и в г. Алдан по намечаемой деятельности, проведение НИР по системному мониторингу состояния здоровья населения, проживающего в населенных пунктах, прилегающих к районам падения ОЧPH, информационное сопровождение вопросов обеспечения безопасности по трассе и в РП ОЧРН, согласование и подписание проекта дополнительного соглашения к Договору.

В конце сентября 2017г. в соответствии с Планом работ на территории республики начались предварительные рекогносцировочные работы по открытию новой трассы полета РН «Союз-2» с районами падения фрагментов ОЧРН: головного обтекателя в Алданском районе и центрального блока в Кобяйском улусе (районе).

Целевое назначение трассы с наклонением 87,4° - реализация международного проекта OneWeb по созданию космической системы связи, обеспечивающей предоставление высокоскоростного и недорогого доступа в Интернет в любой точке Земли.  Пуски РН «Союз-2» по проекту планируется осуществлять с космодромов: Гвианский космический центр, «Байконур» и «Восточный». Пуски РН «Союз-2» с космодрома «Восточный» по проекту «OneWeb» планируется начать во второй половине 2019г. и завершить к 2021г.

 

В области экологической безопасности

Вопрос: Как обеспечивается экологическое сопровождение работы крупных природопользователей (недропользователей)?

Ответ: Крупные хозяйствующие субъекты в республике согласно действующему законодательству являются объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, уполномоченный орган в республике – Управление Росприроднадзора по РС (Я). Однако, Министерством во исполнение поручения Главы РС (Я) и постановления Правительства РС (Я) от 28.12.2010 № 589 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности государственного экологического надзора и мониторинга на объектах крупных промышленных проектов и хвостохранилищ на 2011 - 2017 годы» осуществляется экологическое сопровождение данных объектов.

В целях предотвращения негативного воздействия добывающей промышленности на окружающую среду на стадии проектирования Министерством рассматриваются и выдаются заключения на разделы охраны окружающей среды проектных документаций, в т.ч. на материалы Оценки воздействия на окружающую среду в рамках проведения общественных слушаний, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, и на  технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации.

Экологическое сопровождение проводится в виде проведения экологического мониторинга в зоне воздействия данных объектов, так в виде патрулирования (осмотров) территорий (рейдовые мероприятия).  Помимо этого, Министерством внедрен программно-целевой подход в природоохранной деятельности крупных предприятий, действующих на территории республики: АК «АЛРОСА», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО УК «Колмар», ОАО «Алданзолото ГРК», ПАО «Селигдар», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ООО «Таас Юрях нефтегазодобыча» и другие. Все комплексные программы согласовываются с Министерством, учитываются предложения и замечания министерства. Ежегодно проводятся Коллегии Минприроды РС (Я), где рассматриваются вопросы по реализации мероприятий Комплексных программ.

Учитывая масштабы республики, удаленность и труднодоступность территорий промышленного освоения, с 2012 года рейдовые мероприятия проводятся с использованием высокопроходимой и вертолетной техники. Ежегодно расширяется география надзорных мероприятий.

Благодаря проведенным рейдовым мероприятиям  повышается уровень соблюдения юридическими лицами природоохранных требований, снижается нагрузка на окружающую среду. Основные выявленные нарушения связаны с загрязнением водных объектов, нарушением земель и их рекультивацией, оформлением разрешительных природоохранных документов, недостаточным производственным экологическим контролем.

 

Вопрос: Каково состояние атмосферного воздуха в городах республики?

Ответ: Информация подготовлена на основе данных регулярных наблюдений Государственной сети мониторинга ФГУ «ЯУГМС».

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется ежедневно на 7 стационарных постах в 4 населенных пунктах республики, в городах Мирный, Нерюнгри, Якутск и поселке Усть-Нера. Всего за год выполняется более 40 000 наблюдений. В течение 2016-2017 года случаев экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха (ЭВЗ, превышение 1 ПДКм.р. в 50 раз) не наблюдалось. Не зафиксировано случаев высокого загрязнения выше 10 ПДК.

В целом по республике высокие уровни (ВЗ) загрязнения воздуха сокращаются, с 2011 года уровни ВЗ не выявлялись.

Экстремально высокий уровень загрязнения воздуха в последний раз фиксировался в 2006 году в г. Мирном сероводородом.

В пробах воздуха определяются концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода, оксида азота, фенола, формальдегида, аммиака, сероводорода. Загрязнение атмосферного воздуха оценивается при сравнении фактических концентраций примесей (в мг/м3) с ПДК – предельно допустимыми концентрациями примесей, установленными Минздравсоцразвития России.

Для оценки степени загрязнения использован индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) - комплексный показатель степени загрязнения атмосферы, рассчитываемый в соответствии с методикой (РД 52.04 186-89) как сумма средних концентраций в единицах ПДК (предельно допустимых концентраций) с учетом класса опасности соответствующего загрязняющего вещества.

В Нерюнгри программой работ предусмотрено определение 8 ингредиентов и 7-ми тяжелых металлов. Уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как низкий. Снижение оценки степени загрязнения в 2 раза связано с изменением ПДКс.с. формальдегида в 2014г. Средние за год значения всех измеряемых металлов значительно ниже ПДК.

В Мирном выполнялось определение 7-ми ингредиентов. Уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как повышенный. Среднегодовая и максимальная разовая концентрации формальдегида были соответственно равны 0,5 ПДКс.с. и 0,9 м.р. Максимальная разовая концентрация взвешенных веществ составила 2,0 ПДКм.р., среднегодовая - 1,9 ПДКс.с. По сравнению с 2016 годом отмечено увеличение концентрации взвешенных веществ, максимальной разовой концентрации по сероводороду - до 6,0 ПДКм.р. (февраль). Из остальных определяемых веществ превышение ПДКм.р. не отмечалось. 

В Якутске проводились наблюдения за содержанием в воздухе 10 вредных химических веществ и 7 тяжелых металлов. Уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как повышенный. Значительный вклад в величину индекса суммарного загрязнения атмосферы вносили взвешенные вещества, повторяемость превышений ПДК составила 5,8 %. Среднегодовая концентрация взвешенных веществ составила 1,5 ПДКс.с., максимальная – 2,5 ПДКм.р. Наибольшая повторяемость превышений ПДК взвешенных веществ отмечалась в центральном районе. В центральном же районе города фиксировалась и наибольшая повторяемость по содержанию в атмосферном воздухе  фенолов - 0,9 % (в августе повторяемость превышений ПДК достигла 11,5 %). Максимальная разовая концентрация фенолов достигала 3,9 ПДКм.р., при этом среднегодовые значения не превышали уровень ПДК. По сравнению с 2016 г. в воздухе города отмечалось увеличение концентрации формальдегида. Среднегодовые концентрации этих примесей не превышали ПДК, а максимальная разовая концентрация составляла 2,1 ПДКм.р. Из максимальных разовых концентраций превышение санитарной нормы также фиксировалось по диоксиду азота в 1,2 раза.

Среднегодовые концентрации взвешенных веществ были близки или превышали 1 ПДК во всех контролируемых населенных пунктах (гг. Мирный, Якутск, Нерюнгри, п. Усть-Нера). Наибольшее загрязнение этой примесью отмечено в г. Якутск, где повторяемость концентрации выше норматива была зафиксирована в 7,4 % проб, среднегодовая концентрация составляла 1,2 ПДКс.с., а максимальная из разовых концентраций превышала допустимую норму в 4 раза и отмечалась в июне.

Оксиды азота относятся к наиболее важным среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с антропогенными выбросами от промышленности, электростанций и автотранспорта.

Концентрации металлов в атмосферном воздухе определяют в 2-х городах: Якутск и Нерюнгри. Перечень измеряемых аэрозолей включает: железо, медь, марганец, никель, свинец, хром и цинк. Средние годовые концентрации всех определяемых металлов значительно ниже установленных санитарных норм.

Результаты наблюдений, проведенных ФГБУ «Якутское УГМС» в 2017 г., свидетельствуют о том, что качество атмосферного воздуха на территории республики - удовлетворительное.

 

О строительстве метанольного завода

Вопрос: Природоохранные требования при возможном строительстве химического завода

Ответ: Степень воздействия на окружающую среду оценивается разработчиком (проектантом) при Декларировании о намечаемой деятельности, технико-экономическом обосновании и проектировании строительства химического заводов по производству метанола. Объекты, на которых осуществляется переработка природного газа, являются объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду: повышенные концентрации загрязняющих (вредных) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, такие как: оксиды углерода, оксиды азота, оксид серы, аммиак и др., сбросы сточных вод, образование твёрдых токсичных и жидких отходов. Количество и состав загрязняющих веществ будут определяться на основании выбранных на стадии проектирования методов, оборудований, установок, технологий и т.д.

Согласно статье 32 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, в обязательном порядке должна проводиться  работа по оценке их воздействия на окружающую среду (ОВОС).  ОВОС — это «процедура учета» экологических требований или их выявление и обоснование. Она реализуется при подготовке оптимального решения на стадии намерений или проектирования, т.е. на стадии разработки Декларации о намерениях, ТЭО и проектной документации строительства. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие», т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

Требования к материалам ОВОС установлены приказом Госкомэкологии № 372 от 16.05.2000, в содержании которой входят описание современного состояния окружающей среды, оценка воздействия, мероприятия по предотвращению и или снижению возможного негативного воздействия,  предложение к программам экологического мониторинга и контроля, материалы общественных обсуждений.

Проектная документация строительства завода  по производству метанола, как объект капитального строительства, проходит государственную экспертизу на основании  статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2000г. № 190-ФЗ, которая устанавливает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим и иным требованиям.

Согласно положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 13.12.2017), проектная документация  на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из 12 разделов, в т.ч. Перечня мероприятий по охране окружающей среды. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать: результаты ОВОС,  перечень мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат.

Мероприятия по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия  в составе проектной документации должны включать: результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым выбросам; обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод; мероприятия по охране атмосферного воздуха; мероприятия по оборотному водоснабжению; мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в т.ч. мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков; мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов; мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и РС (Я)); мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона; мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в т.ч. предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в т.ч. условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости); программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях.

Также в целях экологической безопасности введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ: внедрение наилучших доступных технологий, в т.ч. при обращении с отходами; установление автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов и сбросов, по наблюдению за состоянием окружающей среды; установление запрета ввода в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов; разделение объектов негативного воздействия на окружающую среду на 4 категории в зависимости от уровня воздействия, постановка их на государственный учет, объекты 1 категории обязаны получать комплексное экологическое разрешение после положительного заключения государственной экологической экспертизы, по объектам 2 категории обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду в установленные сроки  и т.д. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды.

Таким образом, ОВОС рассчитывается на стадии проектирования объекта строительства, а их соответствие к природоохранному законодательству устанавливается государственной экспертизой, начиная с 01.01.2018 г. объекты негативного воздействия 1 категории проходят Государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

 

Вопрос: Предусматривается ли учет мнения жителей Мегино-Кангаласского, Хангаласского улусов, г. Якутска, в целом Якутии.

Ответ: В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» имеется статья 13 «Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду» во втором пункте которой прописано, что  решение о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, должно приниматься с учетом мнения населения или результатов референдума.

Органы местного самоуправления должны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем проведения общественных (публичных) слушаний.

Согласно статьи 28 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ  публичные слушания с участием жителей поселений (городских округов) в обязательном порядке проводятся по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, где затрагиваются интересы населения. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Таким образом, орган местного самоуправления принимает решение о размещении объекта негативного воздействия на основе документов градостроительного планирования с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством его утверждения.

Согласно пункта 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений  о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования, в т.ч. генерального плана или схемы территориального планирования МР и РС (Я), при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

 

В области особо охраняемых природных территорий

 

Вопрос: Проблемы создания особо охраняемых природных территорий местного значения, в соответствии с действующим законодательством

Ответ: Органам местного самоуправления при проведении работ по созданию особо охраняемых природных территорий необходимо руководствоваться нормами федерального и республиканского законодательства в области особо охраняемых природных территорий, в том числе частью 8 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которой установлено, что органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. К примеру, в 2016 году решением Сессии депутатов Нюрбинского района был создан ресурсный резерват «Марха». На основании части 8 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ Верховный суд Республики Саха (Якутия) отменил данное решение. Суд принял во внимание то, что более 90% территории резервата находятся на землях Гослесфонда, которые являются федеральной собственностью, независимо от того, что эта территория административно относится к Нюрбинскому улусу.

В Республике Саха (Якутия) 80% особо охраняемых природных территорий местного значения находятся на землях государственного лесного фонда, то есть не входящих в собственности муниципальных образований. Местом обитания и произрастания редких, ценных и нуждающихся в особой охране видов животных и растений являются как раз леса, и данная норма лишает смысла создание ООПТ местного значения в таких регионах как Республика Саха (Якутия), где размеры земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований минимальны. В связи с вышеизложенным Министерством охраны природы РС (Я) вносились предложения внести следующие изменения: слова «в собственности» заменить словами «в административной территории».

Вопрос: Возможно ли, в рамках реализации закона о дальневосточном гектаре, получить надел на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники)?

Ответ: В силу п. 5 ст. 27, п. 6 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Также, пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также установлен запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий.

Вопрос: Можно ли оформить земельный участок для традиционного хозяйствования на земельных участках особо охраняемых природных территориях?

Ответ: Для того, чтобы вести традиционную хозяйственную деятельность на особо охраняемых природных территориях необходимо заключить договор с уполномоченным государственным органом в области обеспечения функционирования ООПТ с предоставлением следующих документов:

1. Перечень (список) работников, привлекаемых заявителем для традиционной хозяйственной деятельности на закрепляемой территории (участке), и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность.

2. Карта-схема и описание границ территории (участка) с координатами угловых точек, с указанием площади испрашиваемой территории (предоставляемая карта-схема должна быть читаемой и отражаться на общей территории ООПТ, описание границ по системе координат 1942 г.).

3. Согласование традиционной хозяйственной деятельности с улусной (районной) инспекцией (комитетом) охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) по месту нахождения испрашиваемой территории (участка) и / или зоны ответственности.

4. Ходатайство на ведение традиционной хозяйственной деятельности от органов местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемой территории (участка).

Основание: Пункт 4 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» - предоставление в пользование юридическим лицам ресурсов особо охраняемых природных территорий республиканского значения, необходимых для ведения традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, осуществляется на основании договора. На основании указанного пункта Министерством охраны природы РС  (Я) утвержден Порядок заключения Договора в области пользования ресурсами особо охраняемых природных территорий республиканского значения для ведения традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности от 29 апреля 2015 г. № 01-05/1-138.

 

Вопрос: Какая проводится работа по повышению статуса ООПТ?

Ответ: 4 декабря 2017 года после многократных обсуждений на различных уровнях и площадках по вопросу создания национального парка «Ленские Столбы», Правительством Республики Саха (Якутия) согласован проект Постановления Правительства Российской Федерации «О создании Национального парка «Ленские Столбы».

Также по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О создании Национального парка «Ленские Столбы» на сегодня имеются следующие положительные согласования: Рослесхоза РФ, Роснедра РФ, Росводресурсы РФ, Росгидромета РФ и согласование проекта Постановления Минсельхозом РФ.

Кроме этого в 2015 году в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» по заказу Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» разработаны материалы ОВОС, разработана документация по обоснованию придания правового статуса особо охраняемой природной территории федерального значения - Национального парка «Ленские столбы»: «Экoлoгo-экoнoмическое oбоснoвaние opганизации национального парка «Ленские столбы» на территории Pеспyблики Caхa (Якутия)». Проект ОВОС в соответствии с требованиями, установленными Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, прошел общественное обсуждение и получил в 2017 года положительное решение государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре Минприроды России.

На данное время весь пакет документов, связанный с проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О создании Национального парка «Ленские Столбы» внесен на рассмотрение и согласование в Департамент промышленности и инфраструктуры Правительства РФ.

Вопрос: Как повлияет на дальнейшее развитие и содержание парка «Ленские Столбы» в результате изменения статуса природного парка в «Национальный парк»?

Ответ: Повышение природоохранного статуса существующего природного парка республики Саха (Якутия) «Ленские столбы» необходимо для эффективной охраны и сохранения выдающейся мировой ценности этой уникальной территории и успешного выполнения Российской Федерацией Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.

Преимуществами придания статуса национального парка (НП) являются:

•   Вовлечение национального парка в деятельность федеральной системы ООПТ (обучающие семинары по охране и обеспечению функционирования ООПТ для сотрудников НП, программы обмена опытом с российскими и зарубежными ООПТ, национальные программы поддержки ООПТ и т.д.).

•   Увеличение штатного состава сотрудников НП до 70-80 человек (в настоящее время – 33), согласно действующих нормативов.

•   Возможность трудоустройства в НП местных жителей близлежащих наслегов.

•   Развитие экологического туризма на территории и в ближайших окрестностях НП (обустройство рекреационных объектов, производство и продажа сувениров, местной с/х продукции  туристам и т.п.).

В области водных отношений

Вопрос: Насколько эффективно проводились противопаводковые превентивные мероприятия?

Ответ: Для предотвращения паводковых ситуаций на наиболее опасных участках рек проводятся мероприятия по ослаблению прочности льда и русловые работы:

Ежегодно проводятся мероприятия по ослаблению прочности льда на реках Алдан, Амга и Нюя в Алданском,  Намском, Усть-Майском, Томпонском, Таттинском, Амгинском, Чурапчинском, Ленском, Намском улусах за счет средств федерального бюджета в виде субвенций; На данные виды работ в 2018 году также будут выделены средства из ФБ.

Русловыправительные и руслоочистительные работы также проводятся за счет средств федерального бюджета в виде субвенций. 

В 2017 году завершены работы по расчистке, дноуглублению и спрямлению русла реки Таатта в районе с. Ытык  Кюель, и реки Хамыньыкы в районе с. Уолба Таттинского улуса, р. Тамма в районе с. Даркылах Мегино-Кангаласского улуса. В 2018 году в плане расчистка и углубление р. Хатыннах у с. Чуйя Мегино-Кангаласского улуса.

За счет средств республиканского бюджета проводятся превентивные мероприятия по укреплению берега и защите населенных пунктов Республики Саха (Якутия) по заявкам Муниципальных районов. Мероприятия проведены в Таттинском улусе у с. Булун, в Чурапчинском улусе у с. Мырыла и у с. Телей,  в Томпонском улусе у с. Крест Хальджай, в Усть-Янском улусе в п. Депутатский, в Олекмиснком улусе у с. Абага, в Нюрбинском улусе по берегоукреплению у с. Жархан.

 

Вопрос: Какие мероприятия планируются по строительству защитных сооружений и укрепление берегов от разрушения воды?

Ответ: Разработан перечень 64 населенных пунктов Республики Саха (Якутия), наиболее подвергаемых негативному воздействию вод. В данных населенных пунктах требуется строительство защитных сооружений и берегоукрепительные работы в приоритетном порядке. Из них 8 объектов с 2014 года определены как первоочередные.

1. «Берегозащитные укрепление в с.Усть-Янск». Строительство завершено в 2016 году с привлечением федеральных средств.

2. «Берегозащитные сооружения на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса». Строительство начато в 2017 году. С победителем электронного аукциона ООО «КИНГ-95» подписан государственный контракт до 2020 года на сумму 350,02 тыс. рублей из них за счет федеральных средств 311,52 млн. рублей, за счет средств Республики Саха (Якутия) – 38,50 млн. рублей.

3. «Инженерная защита от паводковых вод г. Среднеколымска». Стоимость работ - 1 486 812,3 тыс.рублей.  Сроки строительства – 2020-22 годы.

4. «Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с. Верхневилюйск». Стоимость работ - 786 863,1 тыс.рублей, сроки строительства 2019-2020 годы. Проектно-сметная документация утверждена, имеются положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» г. Хабаровск.

5. «Инженерная защита г. Верхоянска от паводковых вод». Стоимость работ – 780 776,5 тыс.рублей, сроки строительства 2019-2020 годы. Проектно-сметная документация утверждена, имеются положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» г. Москва.

6. «Инженерная защита от затопления территории и объектов поселка Витим». Стоимость работ - 1 145 491,7 тыс.рублей, сроки строительства - 2020-2022 годы. Проектно-сметная документация на стадии рассмотрения в ФАУ «Главгосэкспертиза России» г. Москва.

7. «Берегоукрепительные работы в поселке Хандыга Томпонского района, Республика Саха (Якутия)». Стоимость работ - 387 164,4 тыс.рублей, сроки строительства - 2020-2022 годы.  Проектно-сметная документация на стадии рассмотрения в ФАУ «Главгосэкспертиза России» г. Москва.

8. «Инженерная защита пос.Усть-Нера от паводковых вод». По программе ликвидации последствий крупномасштабного наводнения планируется проектирование данного объекта начиная с 2019 года.

Проектирование и строительство данных объектов предусмотрено в рамках федеральной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годы» с софинансированием до 10% из республиканского бюджета.

 

Вопрос: Что делать территориям, в которых требуется строительство защитных сооружений и укрепление берегов от разрушения воды?

Ответ:

1. Проведение комиссионного обследования, составление акта.

2. Наличие решения о чрезвычайной ситуации вследствие негативного воздействия вод.

3. Разработка проектно-сметной документации с прохождением государственной экспертизы для строительства капитального характера. Разработка сметной документации с прохождением государственной экспертизы достоверности сметной стоимости проводимых мероприятий для строительства некапитального характера.

4. Результаты проведенного общественного обсуждения проводимых мероприятий в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.

5. Наличие зарегистрированного в государственном реестре земельных документов на объект строительства.

6. Результаты проведения мониторинга водного объекта за последние 3 года.

7. Заявление в адрес уполномоченного органа с подробной пояснительной запиской, содержащей обоснование необходимости проведения предлагаемого мероприятия, составленная на основании проведенного обследования, включающая сведения о проблемах и состоянии водного объекта, ожидаемых результатах проводимых мероприятий, их экономической эффективности и социальной значимости (площадь защищаемых территорий и численность населения этих территорий, размеры предотвращаемого ущерба), акт обследования состояния водных объектов, картографический материал соответствующего водного объекта с привязкой к населенному пункту с нанесением участков негативного воздействия (зон затопления), фотоматериалы. К заявлению прилагаются документы по вышеуказанным пунктам 1-6.

 

В области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

 

Вопрос: Каким образом будет осуществляться выдача разрешений на добычу лимитируемых охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях?

Ответ: Министерством охраны природы РС(Я) разрабатываются несколько механизмов распределение разрешений на добычу лимитируемых охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях:

1.           Порядок электронной записи на прием в уполномоченный орган для подачи  заявлений на получение разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих животных в г. Якутске, г. Мирный;

2.           Порядок распределения разрешений на добычу копытных и медведя методом проведения жеребьевки в районах республики определяемых ежегодно уполномоченным органом.

3.           Распределение разрешений будет осуществляться комиссией комиссии по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в соответствии с приказом Минприроды России от 01.12.2017 № 646 «Об утверждении Методических рекомендаций по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях».

 

Вопрос: Где можно узнать границы охотничьих угодий?

Ответы: Границы охотничьих угодий охотпользователей и угодий общего пользования на территории муниципальных районов, где проведены охотустроительные работы можно посмотреть на геопортале Саха гис https://sakhagis.ru/

 

Вопрос: Могут ли охотиться коренные малочисленные народы Севера без разрешения в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности?

Ответ: В настоящее время охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности регламентировано статьей 19 Федерального закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статьи 19:

1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

Введение обособленного вида традиционной охоты для данной категории было продиктовано необходимостью учета кочевых условий жизни и производственной деятельности отдельных лиц в отдаленных отгонных пастбищах, охотничьих угодьях, в силу которого данные лица длительное время находятся в полевых условиях и лишены возможности получать доступ к охотничьим ресурсам в установленной форме для добычи в целях пропитания.

Осуществление охоты свободно (без каких-либо разрешений) устраняет административные барьеры и облегчает доступ к охотничьим ресурсам.

В то же время добыча охотничьей продукции без каких-либо ограничений, без квот добычи с целью реализации добытой продукции создает благоприятную почву для злоупотреблений и бесконтрольности в сфере оборота охотничьей продукции.

Безграничные права на пользование охотничьими ресурсами в отношении которых устанавливается лимит их добычи может подорвать воспроизводственный потенциал лимитируемых видов охотничьих ресурсов , что в конечном счете негативно отразится на возможность традиционного образа жизни, традиционной охоты представителями КМНС и приравненными к ним лицами.

Вместе с тем указанные нормы ФЗ «Об охоте» не в полной мере содержат положения, определяющие права КМНС на осуществление охоты.

Так, не определены объемы добычи охотничьих ресурсов, необходимые для удовлетворения личного потребления.

Отсутствуют четкие критерии и условия, в также перечень документов, подтверждающие права представителей малочисленных народов на отнесение к льготной категории. Ввиду этого на данный момент отсутствуют правовые основания для проставки в охотничьем билете отметки: ""Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления"".  

 

Вопрос: Можно ли оформить земельные участки для охотпользования по дальневосточному гектару?

Ответ: Согласно, Федерального Закона от 01.05.2016г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» граждане вправе выбрать вид деятельности "охоту". Для охоты данные граждане должны получать разрешение на право добычи охотничьих ресурсов у охотпользователя или, если это угодья общего пользования, в районном комитете (инспекции) охраны природы

 

Вопрос: Когда, кто и в какие сроки заключает охотхозяйственные соглашения?

Ответ: В данное время по федеральному законодательству РФ возможно заключение охотхозяйственных соглашений:

Согласно статьи 71 ФЗ 209 «Об охоте...» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Согласно статьи 25 Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства  расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

На территории РС (Я) проведение аукционов начнется по завершению работ по разработке и утверждения Главой РС (Я) «Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Саха (Якутия)»

 

Вопрос: Какова ставка платы при заключение охотхозяйственных соглашений?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений".

 

Ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений

(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 490)

 

Субъект Российской Федерации

Ставка платы

(рублей за 1 га охотничьего угодья)

1.

Республика Адыгея

10

2.

Республика Алтай

5

3.

Республика Башкортостан

10

4.

Республика Бурятия

5

5.

Республика Дагестан

10

6.

Республика Ингушетия

10

7.

Кабардино-Балкарская Республика

10

8.

Республика Калмыкия

10

9.

Карачаево-Черкесская Республика

10

10.

Республика Карелия

10

11.

Республика Коми

10

12.

Республика Марий Эл

10

13.

Республика Мордовия

10

14.

Республика Саха (Якутия)

1

15.

Республика Северная Осетия - Алания

10

16.

Республика Татарстан

10

17.

Республика Тыва

5

18.

Удмуртская Республика

10

19.

Республика Хакасия

5

20.

Чеченская Республика

10

21.

Чувашская Республика

10

22.

Алтайский край

5

23.

Забайкальский край

5

24.

Камчатский край

1

25.

Краснодарский край

10

26.

Красноярский край

1

27.

Пермский край

10

28.

Приморский край

1

29.

Ставропольский край

10

30.

Хабаровский край

1

31.

Амурская область

5

32.

Архангельская область

10

33.

Астраханская область

10

34.

Белгородская область

10

35.

Брянская область

10

36.

Владимирская область

10

37.

Волгоградская область

10

38.

Вологодская область

10

39.

Воронежская область

10

40.

Ивановская область

10

41.

Иркутская область

5

42.

Калининградская область

10

43.

Калужская область

10

44.

Кемеровская область

1

45.

Кировская область

10

46.

Костромская область

10

47.

Курганская область

10

48.

Курская область

10

49.

Ленинградская область

10

50.

Липецкая область

10

51.

Магаданская область

1

52.

Московская область

10

53.

Мурманская область

10

54.

Нижегородская область

10

55.

Новгородская область

10

56.

Новосибирская область

1

57.

Омская область

1

58.

Оренбургская область

10

59.

Орловская область

10

60.

Пензенская область

10

61.

Псковская область

10

62.

Ростовская область

10

63.

Рязанская область

10

64.

Самарская область

10

65.

Саратовская область

10

66.

Сахалинская область

5

67.

Свердловская область

10

68.

Смоленская область

10

69.

Тамбовская область

10

70.

Тверская область

10

71.

Томская область

5

72.

Тульская область

10

73.

Тюменская область

1

74.

Ульяновская область

10

75.

Челябинская область

10

76.

Ярославская область

10

77.

Еврейская автономная область

5

78.

Ненецкий автономный округ

10

79.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

1

80.

Чукотский автономный округ

1

81.

Ямало-Ненецкий автономный округ

1

 

 

 

Вопрос: Какие меры принимаются в решении вопроса по пресечению браконьерской деятельности?

Ответ: Ежегодно составляются план рейдовых мероприятий по пресечению Правил охоты, браконьерства Министерства охраны природы РС(Я), составляются планы совместных мероприятий с  МВД РФ по РС(Я), Управлением Росгвардии по РС(Я), ГУ МЧС РФ по РС(Я), Управление Росрыболовство, ДЛО РС(Я), ГИМС МЧС РФ по РС(Я).

 

Вопрос: Как регулируется ситуация с волками на территории республики?

Ответ: По решениям Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) Саха (Якутия) ведется постоянная работа в этом направлении, это такие мероприятия как:-одним из основных мероприятий в регулировании численности волков является упорядочение приема шкур и выплаты стимулирующих денежных вознаграждений за добычу волков.

-межведомственная координация министерством охраны природы РС(Я) вопросов организации наземной охоты в охотничьих угодьях, в особо охраняемых природных территориях и на маршрутах оленьих стад;

-внедрение постоянного мониторинга численности хищников и травежа сельскохозяйственных животных во всех муниципальных районах и оперативное проведение регулирующих мероприятий;

-снабжение волчатников самоловами, горюче-смазочными материалами и снегоходами за счет бюджетных ассигнований;

-проведение республиканского конкурса волчатников на премии Главы Республики Саха (Якутия);

-поддержка отдельными муниципальными образованиями предложений Министерства охраны природы РС(Я) о необходимости участия муниципальных образований в борьбе с волками;

-узаконивание стимулирования волчатников внеочередной выдачей разрешений на право добычи диких копытных животных.

 

Вопрос: Какие работы проводятся для сохранения популяции диких северных оленей?

Ответ: Министерством охраны природы РС(Я) ежегодно утверждается план рейдовых мероприятий по пресечению нарушений Правил охоты, браконьерства, в том числе по охране дикого северного оленя в период сезонной миграции, согласно которых прводятся рейдовые мероприятия госинспекторами министерства.

Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН по ведомственной программе Удачнинского ГОКа ПАО АК «АЛРОСА» «Сохранение и мониторинг Лено-Оленекской популяции в районе строительства и эксплуатации круглогодичной автомобильной дороги Удачный – Верхне-Мунское месторождение» производится постоянный мониторинг миграции дикого северного оленя Лено-Оленекской популяции на технологических дорогах Удачнинского ГОКа. В ходе миграции дикого северного оленя  через технологические дороги Удачнинского ГОКа по указанию руководства компании приостанавливается движение промышленной техники, выезжают рейдовые группы инспекторов охраны природы и МВД по РС(Я) для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Мониторинг движения миграции дикого северного оленя Лено-Оленекской популяции осуществляется Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН с помощью спутниковой телеметрии – к отдельным особям прикреплены спутниковые передатчики. Этот метод дистанционного наблюдения за дикими северными оленями разработан якутскими учеными и впервые внедрен на территории Российской Федерации с 2010 года. Данные мониторинга представляются в Министерство охраны природы РС(Я) для принятия оперативных действий по охране дикого северного оленя.

 

Вопрос: Как участвует общественность в работе контрольно-надзорного органа?

Ответ: Наиболее сложной, но результативной с точки зрения борьбы с браконьерством является работа по формированию у населения бережного отношения к природе, высокой культуры охоты, а также неравнодушного отношения к браконьерству. Как правило, этот процесс требует комплексной работы не только органов госохотнадзора, но и образовательных, общественных организаций и средств массовой информации. В Республике Саха (Якутия) данная работа находится на стадии становления  и имеет свои особенности.  Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17.02.2012г. № 1224 ежегодно первая суббота апреля объявлена  официальным праздником Республики Саха (Якутия) - Днем охотника Республики Саха (Якутия). 

Основной целью учреждения Дня охотника Республики Саха (Якутия)  является привлечение внимания общественности и консолидация действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, охотничьих хозяйств, пользователей природных ресурсов, общественных объединений, научных сообществ, а также граждан в сфере формирования бережного отношения к природе, повышения культуры и этики охоты, и обеспечения преемственности лучших охотничьих традиций и обычаев народов Республики Саха (Якутия). Для достижения этих целей разработана и реализуется Концепция организации мероприятий Дня охотника Республики Саха (Якутия) по всей территории республики.

В соответствии с указом в 2013-2017 году в большинстве  районов республики и ГО «город Якутск» проведены Дни охотника Республики Саха (Якутия), внесшие большой положительный резонанс в общественную жизнь населения республики. Природоохранная разъяснительная работа планомерно проводится и в форме взаимодействия со средствами печати, телерадиопередачами. Так, в республике издаются журнал для охотников «Байанай», газета «Аар Тай5а», в основных печатных изданиях СМИ имеются постоянные рубрики, посвященные охоте. Имеются специальные телерадиопередачи «Охота и рыбалка в Якутии», «Байанай». В целом тематика охоты и бережного отношения к природе освещается в республиканских СМИ еженедельно по нескольку раз.

До вступления в силу нового федерального закона об охоте, регламентация любительской охоты в Республике Саха (Якутия) ограничивалась только продлением охотничьего билета и установлением сроков охоты.  Ввиду закрепления охотничьих угодий за совхозами у нас не практиковалась выдача путевок на любительскую охоту, за исключением выдачи лицензий на лицензируемые виды животных. Поэтому обязательность получения разрешения на охоту, нормирование добычи вызвали неоднозначную реакцию охотников. В этих условиях разъяснительная работа становится главным оружием профилактики правонарушений и формирования высокой культуры и этики охоты. С 2015 года во всех контрольно-надзорных органах образованы общественные советы, которые призваны обеспечивать взаимодействие и общественный контроль деятельности органа власти.

 

Вопрос: Какие изменения внесены в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в части способов тренировки охотничьих собак и содержанию диких животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде?

Ответ: В результате обсуждений с экспертами, заводчиками охотничьих собак, охотниками и анализом ситуации Министерством вынесено заключение, что Законопроект по бесконтактным тренировкам охотничьих собак может нанести урон рабочим качествам охотничьих собак и в общем на развитие охотничьего собаководства. В связи с этим, Министерством подготовлены и направлены предложения по доработке Законопроекта:

- ужесточить требования к питомникам диких животных и вольерам, необходимым для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и оставить контактные методы притравки конкретно для бурого медведя в регионах, где медведи представляют реальную угрозу населению и народному хозяйству.

- провести в регионе экспертные слушания с привлечением представителей всех заинтересованных сторон, сформулировать позицию региона по обсуждаемому законопроекту и направить ее в Государственную Думу и в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

- исходя из природно-климатических, социальных особенностей каждого региона Российской Федерации, передать полномочия по разработке и утверждению порядка проведения тренировок охотничьих собак и порядка

содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания субъектам Российской Федерации.